Не секрет, что ничто так не привлекает внимание к рекламному сообщению, как фотография, особенно если это фотография хорошенькой скупо одетой девушки. Эта прописная истина, известная каждому рекламисту, применяется практически всегда: 99% всех рекламных макетов содержат фотографию или другое изображение. Самый простой, и потому популярный способ проиллюстрировать рекламу – использовать готовое изображение - породил фотобанки, которыми рекламные агентства давно и успешно пользуются. Правда, в основном агентства крупные, располагающие аналогичными бюджетами. А что же делать, если клиент – малый и средний бизнес, который и слышать не хочет о фотографии за сотни или тысячи долларов?
Еще несколько лет назад, сток-фотографию можно было приобрести только в традиционных фотобанках, в основном на основе лицензии типа Rights Managed, по цене, зависящей от типа использования (тираж, носитель, срок, тер-ия, отрасль и т.д.). Стоимость изображения варьировалась от нескольких сотен до нескольких тысяч американских долларов за лицензию. Но, с развитием технологий – как фотографических, так и связанных с передачей информации – рынок начал меняться. Сейчас мы являемся свидетелями развития нового перспективного сегмента готовой к использованию коммерческой фотографии – микропейментовых фотобанков или микростоков.
Что такое микросток
Микросток (microstock) – это фотобанк, предлагающий качественные легальные фотографии и иллюстрации по цене в несколько долларов для самого широкого использования: в рекламе и маркетинговой коммуникации, СМИ или веб-дизайне, при оформлении интерьеров и т. д.
Низкая цена изображений достигается за счет нескольких факторов:
• Лицензия. Фотографии в микропейментовых фотобанках предоставляются по лицензии типа Роялти Фри (Royalty Free) - неэксклюзивной лицензии, которая после единоразовой оплаты позволяет многократно использовать изображение без ограничений по отрасли и территории и с очень демократичными ограничениями по тиражу (редко меньше, чем 250 000 экземпляров по носителю). Условия лицензии Роялти Фри в разных фотобанках могут незначительно отличаться.
• Самообслуживание. Микросток – работает как интернет-магазин фотографий, где клиент самостоятельно находит, покупает и загружает изображение, обращаясь в саппорт только в случае возникновения проблемы. Для сравнения, сотрудник традиционного фотобанка участвует во всех этапах покупки - от поиска до предоставления файла- что естественно существенно повышает затраты.
• Высокая конкурентность рынка. Поскольку микросток по способу продажи является интернет-магазином, фотобанки, работающие в этом сегменте, находятся «на расстоянии одного клика» для клиента. Это заставляет активных игроков рынка предлагать клиенту все лучшие и лучшие условия.
На заре своего развития, микросток ассоциировался с фотографией невысокого качества - как технического, так и креативного. Но, с развитием данного сегмента сток-фотографии, качество изображений в микростоке рнастет и границы между традиционной сток-фотографией и микростокомпостепенно стираются. Сейчас практически невозможно определить, сколько было заплачено за фотографию в том или ином рекламном макете - 10 долларов или 500.
Российский рынок микропейментовых фотобанков
В России микростоки появились всего на несколько лет позже, чем на Западе. Здесь, как и во многих других отраслях интернет-бизнеса, нам есть чем гордиться – это не были клоны западных проектов, а идеи, созданные на нашем грунте. Под конец нулевых в российском сегменте сети насчитывалось десятки фотобанков, работающих по модели, приближенной к микростоку. Но только единицам удалось наполниться изображениями выше критической отметки - фотобанк должен предлагать как минимум несколько сотен тысяч фотографий, чтобы клиенту было из чего выбирать - и выжить.
На данный момент, «долгожителей» отрасли обгоняют «молодые волки», которые строят бизнес по оптимальному пути развития и за счет этого могут предложить клиенту большую базу фотографий по меньшим ценам. Хороший пример российского микростока - фотобанк Фотодженика, который, появившись в 2011 году, сразу предложил клиенту самую низкую цену в России и 15 млн фотографий (база на несколько порядков больше, чем у других российских микростоков).
Ложка дегтя в бочке меда
Основным, и наверное единственным, минусом микростока является неуникальность изображений. Каждая фотография – теоретически - может лицензироваться несколько раз и не исключена возможность использования одной и той же картинки в разных проектах. Но, учитывая, что ведущие микростоки предлагают, как правило, более 10 млн изображений, вероятность повторения имиджа не так велика.
Что мы имеем в итоге
Наконец-то малый и средний бизнес получил доступный и легальный источник качественных изображений для любых целей, а крупные агентства - дешевую альтернативу традиционным фотобанкам.